Президент компании Superjob Алексей ЗахаровКоличество необходимых ИТ-кадров в России в условиях сложившейся цифровизации повлияло на их качество по причине демографической кадровой ямы. Аналитики считают, что конкуренция за рабочие места из-за повышенного кадрового спроса отсутствует.
Вчера, 9 апреля, президент компании Superjob.ru Алексей Захаров представил совместное исследование ООО «Первый Бит» и ООО «СуперДжоб», в котором рассказал про истоки кадрового дефицита и объяснил, почему в последние два года в ИТ-сфере дефицит будет нарастать быстрее, чем в других сферах.
Алексей Захаров пояснял, что демографическая яма началась в 2008 г., когда каждый последующий год на рынок труда выходило на 50-100 тыс. молодых людей меньше, чем в предыдущий. «Нарастающим итогом за 15 лет стало то, что мы имеем миллионы специалистов, недополученных на рынке труда. За низкоквалифицированную молодежь, которая даже не хочет работать, работодатели готовы платить все больше и больше», — отметил он.
Алексей Захаров сообщил корреспонденту ComNews, что ИТ-кадров на рынке все меньше и меньше, а потребность в них все больше и больше. «В результате этого качество кадров падает очень сильно, а мотивации повышать квалификацию существующих кадров не очень много, потому что внутренняя конкуренция из-за повышенного спроса отсутствует», — считает Алексей Захаров.
Он отметил, что для молодежи это хороший показатель, когда за нее конкурируют на рынке работодатели. «Я не помню, когда я в последний раз слышал, что без опыта берут на работу», — упомянул Алексей Захаров.
Он вспомнил, что заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова в конце 2023 г. сказала, что в школах не хватает 11 тыс. учителей. «По данным Финансового университета при правительстве РФ, недостача в кадрах — 250 тыс. учителей. По данным же педагогического сообщества, которое считает немного по-другому и говорит, что не хватает 250 тыс. преподавателей с учетом того, что они все будут работать на три ставки, но если посчитать реально и расценивать одну ставку, значит, не хватает 750 тыс. учителей в стране, просто чтобы кого-то учить, в том числе математике», — сказал Алексей Захаров.
Ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий сказал в конце 2023 г., что в России за последние два года на ЕГЭ физику и математику выбрали на 35% меньше молодых людей, чем до этого. «Из чего мы понимаем, что через четыре года из Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», из Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, а также из Московского физико-технического института выйдет на 35% меньше будущих потенциальных программистов, чем могло бы быть», — подсчитал Алексей Захаров.
Он также отметил, что в России стало очень модно учиться ИТ-специальности: тысячи людей обучаются и становятся джунами (программист начального уровня квалификации и должности), притом что почти ни у кого из этих джунов нет ни малейшего шанса стать даже мидл (от англ. middle, средний), не говоря уже о синьоре (от англ. senior, старший), потому что на ИТ-направление идут учиться люди, которые не получат на ЕГЭ по математике даже 50 баллов из-за низкого уровня базы знаний.
Пресс-служба hh.ru сообщила журналисту ComNews, что за 2023 г. количество ИТ-вакансий в РФ на hh.ru увеличилось на 10% по сравнению с 2022 г. и превысило 636 тыс. «При этом несмотря на рост спроса ситуация с наймом в ИТ неоднозначна. На первый взгляд, она выглядит гармоничной с комфортной для всех в плане конкуренции за вакансии. Но внутри ИТ спрос и предложение абсолютно дисбалансированы. Так, средний hh.индекс, отражающий соотношение активных резюме на одну вакансию, сейчас по России в сфере ИТ равен 7,5 пунктов, но нельзя согласиться с тем, что нанимать ИТ-специалистов стало легче. Дефицит есть, но он наблюдается на позициях синьор-разработчиков — в среднем на одну вакансию приходятся всего 1,2 активных резюме. Среди мидл-разработчиков ситуация чуть лучше: hh.индекс составляет 6,1 пунктов. Среди джунов-разработчиков конкуренция очень высока — более 16 резюме на вакансию. hh.индекс высок не потому, что на рынке труда переизбыток разработчиков с техническим образованием и минимальным опытом, а потому что для них просто очень мало вакансий. В связи с этим заинтересованные компании все чаще задумываются, как наладить процессы адаптации и допобучения, чтобы привлекать джунов и миддлов и пусть и не сразу, но в перспективе получать от этого значимый для бизнеса результат», — сообщила пресс-служба hh.ru.
Партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева отметила, что процесс рекрутинга многих технических позиций предполагает серьезную проверку знаний как теоретических, так и практических. «Качество образования — важное условие, но не менее важен и опыт работы в индустрии. Проблема будет, скорее всего, в том, чтобы все выпускники без опыта работы в ИТ-индустрии смогли устроиться на работу. Есть дефицит высококвалифицированных кадров. Дефицита молодых ИТ-специалистов я не наблюдаю», — сказала Татьяна Толмачева и отметила, что замечает спрос на ИТ-специалистов со знанием и пониманием других индустрий, которые находятся на стыке технологий и конкретных отраслей (нефтегаз, медицина, транспорт и пр.).
Татьяна Толмачева уверена, что понимание ИТ-сферы требует квалификации в технологиях, осознания устройства бизнес-процессов и специфики конкретной отрасли. «Насколько я знаю, во многих вузах, готовящих специалистов для конкретной отрасли, есть факультеты информационных технологий. Это и будет определять баланс. Сотрудникам отраслевых компаний тоже нужно понимать технологии, чтобы решать задачи автоматизации и цифровизации бизнеса», — пояснила она.